"Каждый носит героические моменты своей жизни,
словно ордена, на груди, на шее.
А цепляться за прошлое – лицемерие и притворство".
(Г. Белль "Глазами клоуна")





Генрих Белль "Глазами клоуна"

Когда вчера я вернулся к Беллю снова, с самого начала, оказалось, что в первый раз я прочитал чуть больше тридцати листов. Полгода назад я был уверен, что прочитал не меньше трети. Странное дело: на моей электронке там 370 страниц. читается легко и ясно. Но и после чтения и во время процесса появляется странное чувство, что ты прочитал несколько томов: ты не устал физически или морально, но будто и вправду за раз прочел несколько томов.
Западная Германия начала шестидесятых. Германия, переживающая "массовое раскаяние за дела нацизма" и любовь к религии. в глазах главного героя - бесконечная череда ханжества и двуличия, где все прикрываются благими целями и высокой моралью: бывшие рьяные сторонники нацизма получают доторские степени и выступают с лекциями за демократию, добрые христиане скептично-снисходительно усмехаются на слово "моногамность". Все сковано правилами, нормами, хозяйственной экономией и "безупречной репутацией". Все что делает Ганс Шнир - пассивная борьба с лицемерием и следованием заведенным нормам. На примере самого себя.


Клоун, который начал пить, скатится по наклонной плоскости быстрее, нежели запивший кровельщик упадет с крыши."


Особенно если этот клоун прямолинеен, невоздержан на язык и считает большинство окружающих законченными мудаками. И, если посмотреть на них с его позиции, то он в общем и целом прав. А если не прав, то не сильно ошибается: лицемерие вообще довольно паршивая штука. От них всех он отличается пожалуй тем, что маскирует безотвественность под принципы, а принципы - под безразличие.
А ладно. Все самые интересные мысли на этот счет я рассказал себе сам. Мне неприятно косить под какого-нибудь ценителя литературы или критика, выражать в словах явные аллегории, выписывать и "раскрывать" глубинный смысл там, где он и так красиво подан на боннском блюдце.

Наверно грустная, но остроумная история от лица неположительного главного героя, в которой клоунами являются все.



"— Ужасно быть бедняком; худо также, когда тебя засасывает бедность, а ведь это случается с большинством людей.
— А быть богатым? — спросил я. — Быть богатым хорошо? — Я покраснел. Он зорко взглянул на меня и тоже покраснел.
— Дорогой мой, плохо тебе придется в жизни, если ты не перестанешь мыслить. Будь у меня достаточно мужества и веры в то, что на земле еще можно кое-что исправить... знаешь, как бы я поступил?
— Нет, — сказал я, — не знаю.
— Я основал бы, — ответил он и снова покраснел, — какую-нибудь специальную организацию для защиты подростков из богатых семей. А наши олухи считают, что категория «деклассированный элемент» непременно связана с бедностью."